Занятие плаванием как эффективный метод оздоровления дошкольников. Оздоровление детей посредством плавания

Ситнова Елена Валерьевна

Плавание - жизненно важный навык, одно из основных средств всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время чередуются напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Душ тоже играет немалую роль в оздоровлении детей. Это сильнодействующее закаливающее средство. При проведении этой процедуры к температурному

фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную систему возбуждающее действие. Душ особенно полезен малоактивным детям. Температура воды + 34С, и доводится до + 28С. Длительность обливаний от 30-40 секунд до 1-1,5 минут. Чем холоднее вода, тем короче процедура.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые бояться входить и погружаться в воду, бояться брызг и глубины, а у некоторых боязнь перед тем, что может не получиться выполнить правильно то или иное упражнение. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха, неуверенность в собственных силах и боязнь глубины. Именно поэтому работа направлена на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Вода является отличным антидепрессантом, укрепляет нервы и «смывает» негативные эмоции.

Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость,самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Плавание положительно влияет на систему дыхания. Связано это прежде всего с тем, что ребенок дышит в необычных условиях. Вдох и выдох он совершает, преодолевая сопротивление воды. Это способствует развитию дыхательных мышц, увеличению жизненной емкостью легких, совершенствованию дыхательного ритма.

Плавание является важным средством предупреждения, и даже исправления начинающихся нарушений осанки. Корригирующее действие плавания обеспечивается расслаблением мышц, положением тела и симметричностью применяющихся движений.

Плавание укрепляет нервную систему: на занятиях в бассейне дети получают множество положительных эмоций. Благодаря систематическим упражнениям в воде устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, развивается способность управлять своими движениями в сложных условиях.

Вода оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие, обеспечивающий крепкий сон ребенку.

Дети, занимающие плаванием, реже болеют простудными заболеваниями, так как плавание закаляет и формирует стойкий иммунитет(21).

Оздоровительный, компенсирующий и восстановительный эффект занятий

плаванием связан с повышением общей выносливости, физической работоспособности дошкольника. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно – сосудистых заболеваний, снижением массы тела и жировой массы, содержанием холестерина и триглицирина в крови, понижением артериального

давления и частоты сердечных сокращений.

В каждом дошкольном учреждении бассейн посещают дети с разными показателями здоровья (ДМТ (дефицит массы тела); ИМТ (избыток массы тела); гипердинамический синдром; с различными нарушениями координации движений, опорно - двигательного аппарата и т. д).

Дети с ДМТ (дефицит массы тела) отстают в физическом развитии, показатели их физического развития обычно ниже среднего уровня. Эти дети не выполняют возрастные нормы в беге, метании, прыжках и т. д., быстро утомляются, медленно восстанавливают свои силы. У детей с ДМТ формируется негативное отношение к физическим упражнениям, занятиям спортом. Они становятся неуверенными в себе, боятся вызвать насмешки у сверстников. Всё это вызывает у таких детей стрессы и может привести к появлению неврозов.

Дети с ИМТ (избыток массы тела) мало подвижны, инертны, быстро утомляются, у многих бывает отдышка, потливость. Они не приспособлены к увеличению нагрузок, отстают в физическом развитии, особые затруднения у них вызывают бег, прыжки в длину и в высоту, подвижные и спортивные игры. У таких детей развивается комплекс «неполноценности». Они боятся быть неуклюжими, не поворотливыми, очень переживают и волнуются, когда их включают в состав спортивной команды для участия в эстафетах, соревнованиях. Обычно эти дети отказываются выполнять физические упражнения публично.

У детей с ИМТ так же как и у детей с ДМТ формируются нежелательные личностные качества: неуверенность, излишняя самокритичность, иногда агрессивность. Основной причиной таких показателей результативности детей является низкий энергетический потенциал их биосистемы. Организм испытывает недостаток кислорода в мышечных тканях, что отрицательно влияет на структуру и функциональные возможности мышечных волокон. У таких детей очень низкие запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена, поэтому в мышцах детей не поддерживается нужный уровень потребления кислорода.

Всё это в целом приводит к снижению функций опорно-двигательного аппарата, к ухудшению состояния сердечно – сосудистой системы и к нарушению обмена веществ.

Дети с гипердинамическим синдромом имеют большие поведенческие проблемы, вызванные особенностями состояния психики и нервной системы.

Обычно эти дети легко переносят физические нагрузки, любят принимать участие в спортивных соревнованиях, имеют высокий уровень физического развития по отдельным показателям. Вместе с тем недостаточный мышечный контроль может вызвать переутомление, перегрев организма. В таких случаях дети могут заболеть

простудными заболеваниями или иметь проблемы в состоянии в сердечно – сосудистой системе.

Исследуя развитие детей дошкольного возраста, учёные пришли к выводу, что этот возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребёнка и соответствующим развитием систем и функций его организма.

Координация является качеством, формируемым у детей в дошкольном возрасте, и полученный навык отмечается прочностью. Обучение детей произвольному выполнению координационных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребёнка регулировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил и является средством познания возможностей своего двигательного аппарата. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, так как является необходимым компонентом любого двигательного действия, без развития таких качеств как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность.

Поэтому лучшим выходом для развития координации будут занятия плаванием.

Таким образом, для организации успешной работы по развитию движений дошкольников используется индивидуально – дифференцированный подход для того, чтобы потребности каждого ребёнка были учтены на каждом занятие по обучению детей плаванию.

Обучение детей плаванию делится на несколько этапов:

1 этап - заключается в проведении упражнений на суше,

имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения

руками с поворотом головы, маховые движения прямыми ногами от бедра,

не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа.

2 этап - освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии. Самое трудное на данном этапе - это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно.

3 этап - обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка при этом поддерживают за руки. Важно, чтобы ребенок не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой.

4 этап - обучения полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Продолжительность выдоха, выполняемого в воде, значительно превышает длительность вдоха; примерные соотношения - 4:1 и даже 5:1. при плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох - выдох) пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4-6 движений ногами(8).

Таким образом, общая оценка благоприятного влияния плавания на организм ребенка в дошкольном возрасте представляется в двух аспектах:

1) медико - физиологическом - укрепление различных функциональных систем детского организма, обеспечивающее полноценное развитие центральной нервной системы;

2) психологическом - один из путей формирования произвольной регуляции движений и действий, которые обладают повышенной восприимчивостью к внешним обучающим воздействиям именно в дошкольном возрасте.

2 Особенности организации оздоровления детей в процессе обучения плаванию

Любое дело начинается с серьёзного подхода к его организации. Сюда относятся:

Выбор формы проведения работы;

Составления графика;

Подбор контингента детей, посещающих занятия по обучению плаванию;

В выборе упражнений, игр;

Составления перспективного плана;

Разработка конспектов и, конечно же, классификация и дифференциация в

выборе приёмов стимуляции развития каждого ребёнка.

Наличие крытого бассейна в здании дошкольного учреждения создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При этом должны быть обеспечены необходимые условия для жизни детей в дошкольном учреждении, налажен медико - педагогический контроль за воспитанием и здоровьем каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время функционируют 9 возрастных групп, 6 из них посещают бассейн. Занятия по оздоровлению детей проводятся с 09.30-10.30, 11.30-12.30 и после дневного сна с 15.15 - 17.00.

Дети посещают бассейн 2 раза в неделю, занимаясь подгруппами по 8-10 человек. Продолжительность занятия в средней группе 10-15 минут, в старшей 20-25 минут, в подготовительной 25-30 минут. Большое внимание наше дошкольное учреждение уделяет оздоровительной работе с детьми, для чего создана и постоянно пополняется предметная развивающая среда для оптимизации двигательного режима, в системе ведутся профилактические процедуры и закаливающие мероприятия.

Предварительно разрабатываются комплексы занятий по оздоровлению, с учетом уровня физического развития ребёнка, здоровья детей; половых различий; уровень физической подготовленности; уровня двигательной активности.

Организационная работа по оздоровлению детей включает в себя три этапа:

Первый этап.

На первом этапе этой работы подбираются упражнения в соответствии с потребностями детей и медицинскими рекомендациями. Дифференцирую их по степени нарастания трудности, выстраиваю по очерёдности включения в комплекс, продумываю кратность выполнения упражнений для каждого ребёнка, определяю место расположения детей в бассейне в зависимости от упражнений и проблемы, которую имеет ребёнок.

Например:

Для устранения двигательных нарушений в содержании комплекса ввожу следующие упражнения:

Круговые движения руками;

Махи руками;

Имитационные движения («бокс», «лыжник» и т. д.);

Сгибание, разгибание рук;

Различные виды плавания;

Базовые упражнения, например:

Упражнение «Противоход»

И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены, корпус вертикально.

Поднять одну руку вверх, одновременно левую ногу отвести назад. Смена руки и ноги.

Упражнение «Ножницы»

Чередование ног.

И. п. – стоя, ноги врозь, корпус вертикально, левую руку поднять вверх, правую отнести назад.

Одновременно вытянуть правую ногу максимально вперёд, а левую – назад.

Чередовать положение рук и ног и т. д.

В этих упражнениях добиваемся от детей скоординированности движений, используя сигнал, счёт, синхронный показ.

Для снижения массы тела используются такие упражнения, как:

Бег и прыжки в воде; - являются основным средством. Они используются для повышения функциональных возможностей организма в целом, развития выносливости, силы, скорости, координации движений.

Плавание – используется, как средство восстановления сил после занятия.

Обычно с детьми, имеющими избыток массы тела (ИМТ, занятия проводятся в глубокой части бассейна, им даётся нагрузка с ориентировкой на состояние ребёнка.

Для снятия возбуждения и стрессов у детей, берем упражнения на релаксацию:

Растяжка; упражнения на гибкость;потягивание.

Во время выполнения этих упражнений очень важно подобрать правильное музыкальное сопровождение, которое поможет выполнить движение в замедленном темпе.

Второй этап.

На втором этапе составляется перспективный план работы, который включает:

Цели и задачи;

Комплекс упражнений с их усложнением (Приложение №1).

Третий этап.

На третьем этапе разрабатываются конспекты занятий, отражая в их содержании физическое здоровье детей, достигнутый ребёнком уровень физического развития, его гармоничность, уровень двигательной активности ребёнка, степень его физической подготовленности.

В связи с тем, что педагогический коллектив нашего детского сада, в своей работе с детьми использует классическую структуру построения занятий, и мои занятия тоже состоят из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

Перспективное планирование

Физкультурно - оздоровительная работа планируется в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей.

Занятия по обучению плаванию проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп продолжительностью от 20-30 минут (в соответствии с возрастом детей)

Перед началом занятий по плаванию с детьми проводятся специальные беседы. Детей знакомят с правилами личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде.

Организация обучения плаванию и оздоровительной работы дошкольников в нашем дошкольном учреждении проходит поэтапно и представляет собой определенный алгоритм.

1 этап - исследовательско - проектировочный:

Исследование уровня состояния здоровья детей;

Исследование информированности детей и родителей о важности плавания и возможностях дошкольного учреждения. На этом этапе определяются подгруппы детей на основе данных о состоянии их здоровья (группа здоровья, группа закаливания).

2 этап - организационно - исполнительский:

Для учета выполнения поставленных задач ведется журнал учета, который позволяет планировать дальнейшие занятия и вести индивидуальную работу. Медицинская сестра бассейна ведет журнал посещаемости, где фиксирует присутствие ребенка, либо его отсутствие с указанием причин. Дети отсутствовавшие в дошкольном учреждении по болезни временно освобождаются от занятий в воде и занимаются «сухим» плаванием. «Сухое» плавание - состоит из общеразвивающих и подготовительных упражнений на суше, а также дыхательных упражнений.

Занятия по обучению детей плаванию строю на основе индивидуально - дифференцированного подхода, так как все дети по - разному ведут себя в воде: кто-то боится, кто - то уверен в своих силах; есть чрезмерно подвижные и наоборот - медлительные; способности и плавательные навыки у детей также разные.

3 этап - рефлексивный:

В течение года отслеживается соответствие прогнозируемых результатов и реально получаемых по следующим параметрам:

* физическое состояние - уровень заболеваемости ребенка,

состояния искривления осанки - два раз в год;

* укрепление нравственно - духовных качеств: формирование нового

отношения к себе и своему здоровью, своим способностям и

возможностям;

* уровень плавательных навыков - один раз в месяц.

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.



Плавание - удивительный вид физических упражнений. Оно доставляет детям радость, служит прекрасным средством отдыха и закаливания. Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы, воспитывают силу, улучшает подвижность суставов. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. При плавании значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более плавание улучшает обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку ребенка затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию. Дети регулярно, занимающиеся плаванием отличаются пропорционально развитой мускулатурой, хорошей осанкой. Плавание оказывает благотворное влияние на сердечно - сосудистую и нервную системы ребенка.

Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств системы физического воспитания.

Так же плавание положительно влияет и на формирование характера ребенка: дети приучаются преодолевать различные трудности, развивается и укрепляется воля, дисциплина, смелость, самостоятельность.

Консультация для родителей

«Влияние плавания на организм ребенка»

Уметь плавать - это прекрасно. Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательных систем, значительно расширяет возможности опорно - двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки детей. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела. По строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, они более эластичны, этими особенностями объясняется тот факт, что дети быстро утомляются. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно развитых хорошо к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Оздоровительный эффект плавания.

Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста. Древнеиндийские философы выделили основные преимущества плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так, известный американский специалист в области оздоровительных технологий, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы организма человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Консультация для воспитателей "Формы двигательной активности как средство оздоровления детей"

В консультации перечислены формы двительной активности. Указываются способы их проведения, какое место в режиме дня занимают....

Кружковая работа, как средство оздоровления детей раннего возраста

Цель программы: Создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей раннего возраста.Задачи программы: 1.Развитие общей...

Плавание специалисты относят к числу самых эффективных средств не медикаментозного оздоровления. Его можно рекомендовать без ограничения всем здоровым людям в любом возрасте. Индийские философы давно уже выделили 10 основных благ, которые даёт человеку плавание: ясность ума, бодрость, свежесть, здоровье, красота, сила, молодость, чистота, здоровый цвет кожи и внимание окружающих людей.

Чем плавание полезно для оздоровления

Главная особенность этого вида спорта – нахождение в условиях водной среды в расслабленном состоянии, не подверженном гравитации. Плотность воды в 800 раз выше плотности окружающего нас воздуха – вода тем самым поддерживает тело. Именно такой спецификой воздействия среды и техникой движения в ней объясняется оздоровление в период занятий плаванием. Горизонтальное положение при плавании, плавное давление воды на периферические венозные сосуды, расположенные в коже, ритмические сокращения мышц, активное действие диафрагмы из-за усиленного дыхания, неимение статического напряжения тканей и мышц – всё это облегчает возврат венозной крови и улучшает работу сердца.

Сердечная мышца укрепляется, пульс становится реже, а кровеносные сосуды – более эластичными. Снижается артериальное давление, ускоряется циркуляция крови, способствуя ликвидации застоя во внутренних органах и ускорению обмена веществ. Стимулируется деятельность основных кроветворных органов, увеличивается общее количество лейкоцитов, а это способствует повышению иммунитета человека.

Условия плавания совершенствуют нервную систему, улучшают её вегетативные функции. Она лучше управляет важнейшими физиологическими процессами. Устойчивость к внешним отрицательным воздействиям всего вестибулярного аппарата становится в разы выше благодаря его регулярной тренировке при изменениях положения головы в ходе заплыва.

Значительное снижение в воде тяжести тела (примерно в десять раз) очень важно для физической реабилитации людей с болезнями и травмами двигательного аппарата. Также это благотворно влияет на нервную, сердечно-сосудистую систему. Например, легче восстанавливать навыки ходьбы после инсультов.

Энергозатратность плавания

Вода обладает очень высокой теплопроводностью – гораздо больше воздуха. От организма это требует повышенных энергетических затрат при выполнении нагрузок, пусть даже невысокой интенсивности. Пребывание в воде 24-25°С в течение трёх минут сопровождается ускорением обмена веществ на 70%. При выполнении упражнений в воде энергозатраты превышают в 2 раза требуемые при выполнении этих же упражнений на открытом воздухе. Вот почему плавание так предпочтительно для оздоровления людей с лишним весом.

В плавании затраты энергии зависят напрямую от скорости и избранного способа плавания. Так, при плавании обычным вольным стилем 10 м/мин энергозатраты составят 3,5 ккал/мин, 20 м/мин - около 5 ккал/мин, 40-50 м/мин - 12,5 ккал/мин. Менее нагрузочны такие стили, как брасс и особенно кроль на спине. Их рекомендуют людям с более низкими физическими возможностями.

Лечебно-медицинский эффект плавания или плавание в виде средства оздоровления

Плавание влияет положительно на многие системы организма человека. Укрепляются основные дыхательные мышцы, значительно повышается подвижность в сочленениях грудной клетки, постепенно увеличивается ёмкость и важная вентиляционная способность лёгких, улучшается функция всей дыхательной системы. В воде уменьшаются обычные гравитационные нагрузки на позвоночник, укрепляется ослабленный мышечный корсет вокруг грудной клетки – это даёт улучшение осанки.

Положительное влияние воды на нервную систему ещё и стимулирует деятельность головного мозга. Плавание ускоряет ликвидацию утомления при длительной умственной работе. Приятный гидромассаж кожи совершенствует регуляцию вегетативных функций в организме, производит рефлекторную стимуляцию сердечно-сосудистой системы, улучшает периферическое кровообращение. У человека, занимающегося плаванием, повышается общая устойчивость организма к действию низких температур.

По нашим многолетним наблюдениям, эффективным средством закаливания и физической тренировки людей пожилого возраста является дозированное плавание в прохладной (от +17 до +20°) и теплой (от +21 до +26°) воде, оказывающее положительное воздействие на движение крови по сосудам.

Как известно, плавание благотворно влияет на все основные функции организма, и особенно на функции дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Гидравлическое давление и сопротивление воды способствуют более легкому выдоху и несколько затрудняют вдох. Под действием плавания в прохладной воде усиливается вентиляция легких, дыхание становится глубже, увеличивается экскурсия грудной клетки и подвижность диафрагмы. Сжимая печень и другие внутренние органы, диафрагма усиливает брюшное кровообращение и продвижение крови к сердцу. В результате дозированного плавания урежается число сердечных сокращений, улучшается состав крови.

Все это экономит резервы сердца, повышает защитные силы организма.

Плавание положительно влияет на мышцы и суставы. Вода действует обезболивающе и оказывает массирующее влияние, что улучшает питание кожи, повышает ее эластичность и тургор. Механизм массирующего воздействия воды проявляется в усилении общей циркуляции крови и лимфы. Это облегчает работу сердца, обеспечивает эффективную доставку питательных веществ и кислорода клеткам организма, в том числе мозга и сердечной мышцы. Если плавание проводится в морской воде, то оказывается выраженное химическое воздействие.

Практика убеждает в большой ценности плавания не только как оздоровительного, но и как лечебного средства.

Для изучения роли дозированного плавания в комплексном восстановительном лечении больных сердечно-сосудистыми заболеваниями нами были проведены наблюдения на курорте Сочи за лицами в возрасте от 60 до 72 лет. В 1966-1967 гг. было исследовано 106 больных облитерирующими * заболеваниями артерий конечностей (С. Е. Кабанов, Л А. Куничев, Н. С. Гадзюк); в 1968-1969 гг. - 102 больных атеросклерозом (Л. А. Куничев, Л. П. Елиашевич); в 1970-1974 гг. - 150 больных гипертонической болезнью (Л. А. Куничев, И. И Бунов).

Исследования проводились в холодный период года в закрытом плавательном бассейне с морской водой, находящемся на берегу моря. Зеркальная поверхность чаши бассейна равна 225 м 2 (25x9 м), минимальная его глубина - 100 см, максимальная - 180 см, температура воды в нем +24-26°.

Для занятий плаванием больные делились на три группы: слабого, среднего и интенсивного режима физической нагрузки. Включение в соответствующую группу проводилось строго по показаниям.

На основании ряда экспериментов нами были разработаны в соответствии с тремя режимами разные методики плавания, рассчитанные на тренировочные занятия в период месячного пребывания на курорте.

Больным, которым назначался режим слабого воздействия, рекомендовалось плавать брассом или на боку с небольшой скоростью -0,4 - 0,5 м/сек. В этой группе применялся интервальный метод тренировки. Дистанция плавания начиналась с 25 м и за 20 тренировок доводилась до 200-400 м.

Больные, которым предписывался режим умеренного воздействия, плавали брассом, на боку, кролем на спине со средней скоростью 0,6-0,7 м/сек. Для них использовался повторно-интервальный метод тренировки. Занятия начинали с отрезков 50 м и за курс (18-20 занятий) доводили дистанцию до 400-500 м.

Тем, кому был назначен режим интенсивного воздействия, рекомендовалось плавать на боку, кролем на груди и на спине, брассом на груди и на спине со скоростью 0,6-0,7 м/сек и 0,8-1,0 м/сек. В занятиях с ними применялись повторный, дистанционный, равномерный методы и с постепенным ускорением. В начале курса большинство занимающихся преодолевали дистанцию 100 м в среднем за 2 мин. 40 сек. Постепенно увеличивая скорость, к 20-му дню они улучшали свой исходный результат на 50- 60 сек.

По окончании месячного курса таких занятий больные получали специально разработанные и отпечатанные «методички» и рекомендации продолжать плавание под наблюдением врачей по месту жительства.

В процессе тренировочных занятий проводился врачебный контроль за больными. У них изучались реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки. Велись клинические наблюдения (определялись частота пульса и дыхания, кровяное давление, жизненная емкость легких и другие показатели). Проводились лабораторные исследования крови и мочи. Применялись исследования функциональными методами (осциллография, электрокардиография, механоэлектрокардиография и др.).

После описанных занятий плаванием отмечались только благоприятные результаты.

У страдающих облитерирующими заболеваниями конечностей в 70% случаев уменьшились симптомы перемежающейся хромоты (в 30% случаев они исчезли совсем), прекратились или уменьшились боли в стопах, у 46% улучшилась пульсация на стопах, у 43% повысился осцилляторный индекс, у 51% улучшилась капилляроскопическая картина, у 96% повысилась температура кожи стоп.

У больных атеросклерозом под влиянием плавания увеличились экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, улучшились динамометрические показатели, уменьшился вес; стал более редким пульс, снизилось артериальное давление, улучшились показатели ЭКГ, уменьшилось содержание холестерина и липопротеидов в крови, повысился лецитинхолестериновый индекс.

Занятия плаванием больных гипертонической болезнью I и II-А стадии способствовали нормализации у них артериального давления и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, улучшению биометрических данных и др.

Отмечено, что занятия плаванием в бассейне положительно воздействуют на нервно-психическую сферу пожилых лиц. Повышая эмоциональный тонус, они вызывают приятное легкое утомление, хорошие самочувствие и настроение.

* Облитерация - заращение сосудов.

Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях по плаванию в ДОУ

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

Здоровье зависит от следующих факторов:

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека

Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.

2. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

3. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

4. Формирование опыта позволяющего дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

5. Формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Области здоровьесбережения

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитных сил организма:

1) режим дня;

2) закаливание;

3) рациональное питание;

4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.

Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием .

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды

Использование бассейна в ДОУ способствует:

Повышению двигательной активности детей;

Разнообразию закаливающих процедур;

Усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

Снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима

Температура воды от +29 до +32,

температура воздуха от +24 до +28

Гигиенический душ

До и после занятий в бассейне.

Душ - контраст температур вода-воздух, как элемент закаливания.

Воздушные ванны

Выполнение упражнений на бортике бассейна после принятия душа.

Закаливание

  • Босохождение

Выполнение упражнений в движении на ребристых дорожках, на бортике бассейна. Профилактика плоскостопия

Рефлексотерапия

Выполнение упражнений в движении, ходьбапо ребристым дорожкам, воздействие на биологически-активные точки стоп.

Массаж

  • самомассаж
  • взаимомассаж
  • точечный

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

Игры на воде

  • Подвижные
  • На согласование речи с движением
  • Пальчиковые

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций -это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач.

Психогимнастика

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Упражнения на релаксацию

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Музотерапия

  • Музсопровождение ритмических моментов
  • Музоформление фона занятий

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Упражнения на дыхание (дыхательные упражнения)

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Выполняются во время разминки и на протяжении всего занятия.

Работа с родителями

  • Консультации
  • Уголки здоровья
  • Папки - передвижки

Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


Похожие публикации